Двадцатилитровый стандарт

В 1936 году немецкая армия объявила конкурс на создание новой канистры для хранения и транспортировки топлива. В результате был создан универсальный контейнер, шедевр промышленного дизайна, с помощью которого выигрывали военные кампании, и который производится до сих пор.
372
Прежние канистры представляли собой параллелепипеды, с плоскими стенками, сваренными между собой по углам, либо штампованными из одного листа металла с приваренными донцами. Ручки, как правило, представляли собой либо изогнутые полосы металла, либо проволочные петли. Такие канистры были неудобными в переноске, резали руки, цеплялись углами и вдобавок нещадно текли.
Главный инженер компании "Мюллер" из города Швельм, Северный Рейн–Вестфалия, предложил невероятно продуманный и технологичный проект канистры, решивший вообще все имевшиеся проблемы.
Канистра со стандартной выштамповкой
Канистра со стандартной выштамповкой
Ранняя канистра, ещё с простой крестообразной выштамповкой
Ранняя канистра, ещё с простой крестообразной выштамповкой
Wehrmachtkanister вмещала ровно 20 литров и весила 4 килограмма. Канистра имела сплющенную форму и сваривалась всего одним швом из двух штампованных половин с закруглёнными углами. Зацепиться такой за что–нибудь весьма затруднительно. Выштамповка на боковых сторонах не только повышала жёсткость, но и служила своеобразным радиатором и снижала риск перегрева содержимого. Первоначально выштамповка была простой крестообразной формы, позже она была изменена и приняла свою стандартную форму. Выступ в задней части служил воздушным карманом, сообщавшим канистре положительную плавучесть. Высокая горловина позволяла обходиться без воронки, а крышку можно было открыть рукой, не прибегая к специальным инструментам. Благодаря трём ручкам сверху один солдат мог переносить четыре пустые канистры одновременно, две полные или легко передавать по цепочке.
В общем, новая канистра быстро завоевала популярность и к 1939 году стала стандартной тарой Вермахта, использовавшейся для транспортировки не только топлива, но и воды, масел и других жидкостей. Для облегчения идентификации содержимого канистры окрашивались в разные цвета.
В 1940 году США и Великобритания получили первые образцы немецких канистр. И если англичане прозаично захватили несколько экземпляров во Франции (дав ей, кстати, своё, теперь уже навечно прилипшее название, jerrycan), и достаточно быстро запустили в производство её точную копию, то у американцев с канистрой приключилась целая эпопея.
В 1939 году американский инженер Пол Плейсс заканчивал работу по контракту в Германии. Видимо, спешить с возвращением ему было не надо, потому что он задумал совершить автопробег из Германии аж до Индии. Плейсс уговорил своего немецкого коллегу присоединиться к нему, купил автомобильное шасси и построил кузов, приспособленный для длительного путешествия. В последний момент путешественники обнаружили, что у них нет тары для аварийного запаса воды, и немецкий инженер просто умыкнул три канистры со склада. Когда пробег уже подходил к концу, немцу пришлось вернуться на родину, и Плейсс доехал до Калькутты в одиночестве, откуда, оставив машину, отправился в Филадельфию. Видимо, немецкая канистра произвела на инженера впечатление, так как дома он попытался заинтересовать ею официальные лица. Но словесные описания и рисунки никого не впечатлили, и Плейсс был вынужден заняться организацией перевозки в Америку своего оставленного в Индии автомобиля.
В 1940 году канистра наконец оказалась на американской земле. Военные осмотрели канистру, но решили, что она ничем не лучше американской сорокапятилитровой тары.
Чуть позже, впрочем, американцы запустили в производство немецкую канистру, творчески её переработав. Вместо двух половин американская канистра делалась из одного штампованного листа с приваренными днищем и верхней частью.
Горловина была шире и требовала воронки для заправки. Откидную крышку заменили на гайку, требующую специального инструмента. Такую канистру было легче мыть, она быстрее опустошалась и наполнялась, но из–за большого количества швов нещадно текла, и в результате не получила широкого распространения в американской армии.

Всю важность качественной тары для горючего войска Союзников осознали во время боевых действий в Северной Африке.
Топливо стало одним из важнейших факторов, определявших успешность боевых операций.
Инспекция, проверявшая тыловую организацию армии Монтгомери, обнаружила, что потери топлива из–за несовершенства тары достигают 40%. Бензин перевозился с побережья на армейские базы по железной дороге в 200–литровых бочках, после чего разливался по двадцатилитровым "топливным жестянкам", испокон веков использовавшимся для хранения бытового керосина.
В таких банках топливо перегревалось, проливалось, текло сквозь разошедшиеся швы.
Английский бригадный генерал и историк Дезмонд Янг писал: "Тот, кто не служил в пустыне, не может осознать, насколько разница между полным и частичным успехом зависела от самой маленькой — и самой худшей — части нашей экипировки".
Неудивительно, что одним из самых ценных и желанных трофеев для англичан были именно немецкие канистры — за ними охотились специально.

К 1943 году англичане развернули массовое производство, и в начале года в Северную Африку оперативно доставили два миллиона канистр. Вплоть до конца войны именно англичане производили канистры для армий союзников. Всего был произведён 21 миллион английских "немецких жестянок".

В итоге немецкая канистра производилась практически во всех странах–участницах войны и производится до сих пор. Она является, пожалуй, самой распространённой тарой для топлива, изменившись лишь в незначительных деталях и сохранив свой ставший классическим дизайн.

Фотографии производства канистр на заводе "Muller" в конце пятидесятых годов.
Пресс для штамповки половин канистры
Пресс для штамповки половин канистры
Сварка
Сварка
Обработка шва
Обработка шва
Изготовление...
Изготовление...
...и прикрепление ручек
...и прикрепление ручек
Установка пробки
Установка пробки
Грунтовка...
Грунтовка...
...и окраска
...и окраска
Материалы с сайтов:
http://www.neftepro.ru/publ/22–1–0–31
http://www.carryology.com/utility/carry–history–the–wwii–jerrycan/
http://www.jerrycan.com/the–little–can–that–could/#more–26
http://www.protocoll.net/intellectual–property/reverse–engineering–examples/reverse–engineering–the–jerry–can–1.html

и проч.
Oldrover
372
137835
Опубликовано на story
CTAKAH: Вы украли мой комментарий.
vstorone: А вы украли мой.
Увлёкшись ссылками, забрела в море народной любви к jerrycan.

О них пишут книги.
216x310 px
160 страниц, кстати; вся более чем 80–летняя история; описано 150 моделей, от распространённых до самых редких; 50 не публиковавшихся ранее фотографий.

Их хранят, берегут, украшают ими интерьер, хвастаются, обмениваются, создают форумы, где делятся "секретами жизни с джерри", поют хвалы и благоговейно трепещут.
"Глядите, какую я приспособу изобрёл! — восторженно пишет, например, один "кулибин". — Теперь канистру можно красить и поворачивать, поворачивать и красить".
267x302 px

Многие, не в силах расстаться с постаревшими "любимыми", дают им вторую жизнь.
Так появляются удобные кофры на моц.
1215x441 px

Бар, хоть навесной, хоть портативный.
1225x444 px

Прожекторы, диваны, светильники, контейнеры для мелочей...
1465x303 px

Даже гитара или, например, телевизор.
423x319 px

Промышленность подхватывает народные идеи на лету.
И вот уже самодельный ящик для инструментов становится шикарным предметом гаражного интерьера.
833x363 px

А однажды сварганенные, возможно, от безденежья, колонки, теперь уже "причёсанные и напомаженные", массово тиражируются, и покоряют сердца вполне себе состоятельных граждан.
1575x459 px

Ещё разнообразнее список предметов, стилизованных под "народную любимицу".
Фляжки, зажигалки, кулоны, запонки, чемоданы, дамские сумочки…
1133x538 px

Короче говоря, описывая историю успеха и популярности jerrycan, закончить нельзя, можно только прерваться.

Автору ещё раз спасибо за пост.
Murka:

Великолепный комментарий достойный великолепного поста.
Это как вишенка/розочка на торте.
(Бурные аплодисменты, переходящие в овации.)
Murka: Огого, вот это мощно!
Дамская сумочка хороша!
Murka: Спасибо, комментарий лучше не может быть. Не встречал лучше.
Murka: Вертеть и красить!
автор, очень вам признателен за написанное, за последние полгода, пожалуй, лучшая статья подобного плана, получил массу удовольствия, читая про такой обычный/необычный предмет как канистра.
joffer: Обалдеть. Автор просто полностью запостил оригинальный пост с Пикабу, который был там пару недель назад.
Nave: Всё с точностью до наоборот.
Oldrover: Дико ржу.
Nave: вы просто не в курсе. Это пост был первым и размещался на подсайте marty, откуда его растащили по всем интернетам. Потом автор переместил пост на подсайт story. Мы стараемся следить за тем, чтобы на этом подсайте не было копипасты. Ещё можно обратить внимание, что тут многие комментарии имеют дату от 6 мая, что совпадает с датой публикации оригинального поста.
Очень удобная тара. Памятник надо поставить изобретателю.
Meerkatov: Какая–то невероятная продуманность такого в принципе небольшого и несложного предмета. Каждая деталь, каждый элемент функционален.
Oldrover: Да, это вызывает восхищение. В бытовых и повседневных вещах не бывает мелочей, и они совершенствуются постепенно, столетиями. А тут — бац! — и отлично продуманная вещь, сразу почти.
Meerkatov: И отдельный памятник изобретателю незаметной трубочки приваренной к горловине, через которую в канистру заходит воздух и не дает бензину булькать.
Meerkatov: есть нюанс. попробуйте заправить из полной канистры что–либо с горловиной параллельной земле. например бензиновый генератор. невозможно залить первую четверть канистры так, чтобы бензин не тек по её корпусу и не заливал все вокруг. приходится брать небольшую тару(например банку или обрезанную пластиковую бутылку) и аккуратно сливать первые литры в неё а уж из тары переливать в воронку генератора.
kokec: У меня в комплекте полезная вещь:
image
serkku: Как правильно называется этот наконечник? Где можно такой купить?
foboss: У меня он в комплекте с канистрой, которая вставляется в запаску (9 литров).

Купит? Понятия не имею. Гугл говорит в магазинах.
cc104-clip-73kb
На скриншоте кадр из фильма "На безымянной высоте" Р. Дишдишяна. 3–я серия.
Рядовой СА поставил на пень канистру со спиртом. Снайпер немецкий канистру прострелил, играя с рядовым в кошки–мышки.
Мне тогда показалось, что канистра была алюминиевая.
Вопрос: могли ли в 1943 году у немцев быть алюминиевые канистры?
Да, и канистра та с одинарной ручкой.
c7b08-clip-63kb
Meerkatov: на самом деле описанный эпизод как–то кажется надуманным:
1) рядовой СА (советская армия же?) шарится на передовой в полный рост(!);
2) откуда у рядового столько спирта и зачем? если даже несёт в лазарет, то они на передовой не располагались, лазареты всегда в тылу;
3) немецкая канистра сделана из алюминия, одинарная ручка, видно, что сама канистра сварена из 3 листов, а не из 2, как оригинал, а выдавленный узор не похож ни на канистры 39ого, ни 42ого годов — что это за канистра?
4) что это за снайпер, который не прикрывает передовую, а где–то наблюдает за тылом? И чтобы он стрелял по рядовому, опасаясь выдать местоположение? Да при этом ещё играет с рядовым, прострелив ему канистру(!)? Патроны были дефицитом, снайперы часто сутками лежали, сохраняя маскировку без возможности оперативно пополнить боезапас, к тому же старались работать по командному составу, а не забавлять рядовых, дырявя им канистры;
5) в 43ем году вследствие бомбардировок нехватка материалов ощущалась в производстве почти всех видов вооружения, техники и материалов, вряд ли бы в эти годы из алюминия варили канистры (!) для воды (!).
= = =
в принципе, можно попробовать додумать, как была сделана эта канистра) Например, выдали задание отделу реквизита — "немецкая канистра, белая маркировка". Разбираться не стали, просто взяли алюминиевую советскую канистру поздних годов, вырезали боковые стенки и приварили к круговой полосе металла. Сверху к ней была приварена ручка, ещё 2 варить поленились))) Но это всего лишь домыслы)
joffer: В фильме не сказано, где боец взял канистру. Дело уже в Германии, или на границах с ней. Остальные вопросы законны, но речь сейчас не об этом.
Версии об изготовлении реквизита наспех здравые у вас, но я сначала решил проверить самый простой вариант — покупка готовой канистры.
Meerkatov: Изготовление, на мой взгляд, маловероятно. Это же всего лишь канистра, и ради нее одной никто не будет заморачиваться с вырезанием боковин и прочим геморроем. Проще сходить в ближайший гаражный кооператив. Думаю, это все–таки какая–то локальная разновидность, производившаяся на местном заводике.
Oldrover: Канистра в фильме имеет одну важную особенность — у неё выпуклые бока. Это хорошо заметно по плоской наклонной боковой грани (см. самую первую фотографию в моих комментариях тут), примыкающей к верхней кромке и плоской грани с гофрированным профилем жёсткости.
Oldrover: локальная разновидность? Скорее всего так и было.
п.с: кстати, по поводу локальной разновидности сразу вспомнился рассказ Льва Шейнина "Охотничий нож"
Meerkatov: Какая–то странная канистра. Четкие грани и одинарная ручка. У немцев таких канистр во время войны точно не было.
Oldrover: Вот и мне интересно, откуда создатели фильма взяли её. Скорее всего, реквизит этот просто купили в магазине современном. Не до исторических деталей было. Канистра для спирта — возможно, это важно.
dffd3-clip-57kb
Oldrover: похоже) но всё равно ощущение, что в фильме это какая–то самоделка, что ли. Даже на этих канистрах нету острых граней и рифлёный узор другой...
joffer: Да, действительно, разница заметна. Из картона они её что ли склеили?
Oldrover: Нет, там есть крупный план, и показано отверстие от пули сквозное в металле канистры. На картон не похоже.
joffer: Роняли просто, дублей много она и помялась.
Oldrover: Левая похожа на верхнем снимке. Я тоже их нашёл, эти фото. Но у той канистры в фильме были острые кромки.
Meerkatov: Блин, Meerkatov, не хочу показаться занудой, но рядовые СА появились только с 46–го года. До это были рядовые РККА.
sim30000: Да, красноармеец. Спасибо.
Meerkatov: Теоретически да, но скорее всего алюминий экономили и на канистры не расходовали.
CTAKAH: Кстати да. На самолёты алюминия не хватало.
Meerkatov: да и пень какой–то каменный...
Очень интересно было бы узнать у минусующих пост причины, что не понравилось? Жаль, что они молча уходят.
QwertyD3: Неприязнь личная к автору поста заставляет минусовать даже хороший материал. Просто потому что есть необоримое желание нагадить из чувства паскудства. Мне так однажды напрямую и написали комментарий под моим очень заплюсованным комментом — "да, это тот неловкий момент, когда из–за личности автора приходится минусовать хороший комментарий".
Это называется "аж кушать не могу", или по–современному, "хронический пукан".
Meerkatov: Да вроде бы я с этими товарищами в конфликтные дискуссии не вступал, в карму не заходил. Наверняка все банальнее, ашипки там или пунктуация.
Oldrover: Или зависть, как вариант. Что сами так не могут/хотят.
Oldrover: Может антифашисты...
Meerkatov: В таком случае, Анчоус давно должен с голоду помереть, так часто кушать не может.
QwertyD3: Он на своём подсайте пьёт кровь забаненных. Так что еды у него навалом.
QwertyD3: Причины у анчоуса? Хм...
Разница между канистрами — около 40 лет.
Тот случай, когда менять — только портить.
image
Oldrover: ушел, ушел штамп за сорок лет :)
Исправьте "Грнтовка".
Отличный пост, шикарная история, классное изобретение. Спасибо!
Наконец–то с d3 на яплакал, а не наоборот. Отличный пост, спасиб, Старровер!
Современная американская армейская канистра. От накидной крышки все–таки отказались, видимо, потому что канистра изготавливается из пластика.
image
Oldrover: Что характерно в войсках эти канистры называли "американка" у меня было две штуки трофейная и лендлизовская. Товарищь выменял году в 1992.
В начале восьмидесятых,, когда нормальное туристическое снаряжение было несбыточной мечтой, нам пришла в голову мысль: зачем что–то мудрить с плоскими алюминиевыми ведрами, про которые мы читали в журналах? Не проще ли использовать алюминиевые канистры, отрезав у них верхнюю часть?

Поездив по окрестным башкирским селам (в городе они были не меньшим дефицитом, чем сухая колбаса и тушенка), сумели купить несколько десятилитровых. В школьной мастерской отрезали верхушки, забортовали края 3 мм проволокой и прикрепили на заклепках ручки. Получились отличные походные котлы объемом чуть меньше ведра, которые удобно размещались в рюкзаках. Так как ведра плоские, они быстро прогревались по боковым поверхностям и еда варилась намного быстрее. В конце концов, приучились просто ставить ведра на кострище, не подвешивая их на костровые принадлежности. Приготовление еды на костре стало совсем простым делом.

Спустя время, для слётов и при сидениях в одном месте, приобрели большие двадцатилитровые. Канистры служили очень долго. Ни одна не прогорела. Но все куда–то таинственно поисчезали.

После нас канистры стали появляться и у наших коллег по кочевьям.
Сейчас такие вещи не актуальны, но в то время канистры нам здорово помогли.

Да, про немецкие канистры я не в курсе, но советские алюминиевые были именно такие, как на кинокадрах: с одной, центральной ручкой.
old_xpen: А мы доставали дефицитные плоские ведра. Причем за каждое из них отвечали головой.
Я не стал писать про это в посте, потому что не нашел четкого подтверждения, но где–то читал, что ценность немецких канистр для англичан была настолько велика, что Монтгомери организовал трофейные команды, одной из основных задач которых были поиск и сбор именно канистр.
ADR4_2: ^ взял с полки пирожок
А в связи с чем миграция постов?
UbboSathla: Это личное. Я делал что–то для того, что больше не хочу поддерживать.
Выступ в задней части служил воздушным карманом, сообщавшим канистре положительную плавучесть
–––––––––––––––––––––
Нет. Жидкости на жаре расширяются — выступ сделан для того, чтоб было куда податься излишкам в жаркую погоду.
rbbb: И это тоже, спасибо. А еще туда выводилась трубка воздушного дренажа.
Пока не прочитал комментарии думал, что это традиционный пост про канистру, но с каждым разом всё более наполненный. Оказалось, что просто можно с удовольствием прочитать старый пост и даже узнать много нового.
Забыли упомянуть такую вещь, как внутренний центральный шов для лучшей укладки в стопки канистр, для экономии пространства.
Блин, захотел канистру себе.
Как это необязательно плюсовать? А как же заявленные в дайджесте 1340 золота? Ай–ай, вас в анналы, а вы скромничаете...

830x546 px
portobello: Не, ну приятно канешн.. но два раза набирать 1340 это как–то не комильфо.
Один чел, из сибири родом, в конце 70х попал служить срочную в учебку вдв в каунас.
одну из 2х фраз на языке местного населения, котрые освоил в литве, он воспроизвел мне в концк 90х:
Лаба канистра. Т.е. хорошая канистра.
П.с. вторую переводите сами: курвос дясантас
ваш чел освоил какой–то тупак, по–литовски так не говорят.
Я дико извиняюсь, но разве этот материал не был на д3 совсем недавно, или у меня дежавю?
Hamp: Переезд. С Marty на story. С вещами.
Avordic: всё так. Увы, наш бывший коллега оказался обыкновенным подонком.
Бан на сутки за оскорбление
yojikof
Kushavera: Надо заметить, что Oldover никаких особо плохих слов в адрес бывших коллег не говорил, ни публично, ни в инбоксах.
Kushavera: Ах ты моя радость!
Oldrover: Аахахахахах. Да что же это такое, сколько всего прекрасного, и всё в одном месте. Полиныволошинай заветам верны!
Meerkatov: Привет, сурикатыч, как там погода?
Kushavera: Прекрасная. Сам привет.
Kushavera: Интриги–скандалы–расследования? Расскажите нам. Могу предположить, что Олдровер в конец заватанился.
судя по дате комментариев, пост переместили?..
кажется, эта история уже здесь была. Мб просто автор угодный?)
wireless1: Потерпите, это одноразовая техническая акция.
Oldrover: Разобрался) Спасибо за прекрасные материалы!
Есть нюанс: пост очень популярен во внешнем мире и все ссылки ведут туда, где уже ничего нет.
mezger: Да он уже зажил своей жизнью, что уж тут?
Сейчас кто–нибудь перепостит еще и эту инкарнацию, и все станет совсем запутанным.
mezger: можете привести пример? Старая ссылка ведёт сюда.