Сон разума: Великий Мастурбатор в плену земных инсинуаций, Иероним Босх, фрагмент триптиха, 1500–1505 гг


Говорят, если внимательно присмотреться к левой створке босховского "Сада земных наслаждений", то в глаза отчётливо бросится знакомый профиль "великого мастурбатора". С характерным носом, усами и ресничками, перетекающий у Дали из картины в картину. А вот самого Иеронима Босха могло и не быть вовсе. Ну или он был, но в гораздо более скромной ипостаси. Потому как большую часть его готического арсенала придумал (нет, не Черчилль в 18 году), а хитроумный испанец в 29–ом, для преемственности своих сюрреалистических откровений. Дали вложил всю нереализованную энергию в этот эпический подлог, выдаваемый в дальнейшем за наследие Босха. Оставив, в качестве автографа, свой гордый профиль на самом видном месте. Чтобы в течении жизни довольно ухмыляться себе в усы, похожие на два задорных крысиных хвостика...
И что самое удивительное: люди всерьёз в это верят, обсуждают, санитары ниоткуда не выскакивают и никого не фиксируют. Чудны дела твои, господи!

Сальвадор Дали — одна из счастливых медийных фигур, о которых известно всё и даже больше. Для лучшего постижения собственных диссонансных глубин, мастер написал две фантазийные автобиографии; любимая сестра, вздохнув, извергла свой вариант; а общественность, в надежде объять необъятное, запротоколировала все выходки и выкрутасы искусного "безумца". Тем не менее, целина до конца не распахана и белые пятна временами встречаются. Особенно любопытна астральная связь маэстро с Иеронимом Босхом, персонажем куда более таинственным и малоизученным. То ли ревностным католиком, то ли скрытым адептом манихейских ересей. Его второе пришествие совпало с зарождением в Европе "автоматического" искусства сюрреализма. Работы древнего фламандца, надолго преданные забвению, начали выплывать из–за мрачных стен Эскориала практически одновременно с первыми "флешмобами" родственных сюрреалистов. Разношёрстной стайкой облепивших поэта и психиатра Андре Бретона . Новая художественная конфессия исповедовала фантасмагорию, как средство преображения обыденности. Призывая покончить с изжившими себя реализмом, импрессионизмом и нормами буржуазной морали! Отныне художник становился проводником неконтролируемого потока мысленной информации, воплощая в жизнь мир снов и галлюцинаций.

Босха, провозглашённого главным "певцом бессознательного", вознесли во главу этого театра абсурда. В духе известной шутки основателя жанра: "настоящее искусство начинается со встречи пишущей машинки и зонта на хирургическом столе". Впрочем, сам Андре, в большей степени бунтарь, нежели творец, отрицал эстетику, проповедуя то анархию, то коммунизм. Его шумные презентации с драками и скандалами шокировали публику, страсти бушевали и внутри группы. Но творческий союз с талантливым (хотя и не менее своенравным) Дали продержался целых 7 лет. По словам сестры художника эти годы превратили Сальвадора в законченного социопата, с намертво приклеенной маской шута и позёра. В конце концов эпатажный каталонец выдал нетленное "я не сюрреалист, я — Сюрреализм!", ударившись в звонкую монетизацию своих талантов. Из команды Бретона его турнули, обозвав "Деньголюбом", но к тому времени он уже не нуждался ни в чьей–либо поддержке. Уведя жену у соратника Элюара, Дали заполучил и музу, и модель, и креативного директора. Теперь, по первому зову, Босх, Веласкес и Леонардо были готовы распахнуть ему свои молчаливые объятия, а любимая Гала — направить в нужном направлении.

О заимствованиях дона Сальвадора в классическом живописном наследии не писал только ленивый: для анархичного сюрреалиста полотна испанца излишне художественны, академичны и коммерчески выверены. Его "Тайная вечеря" замечательно перекликается с одноимённой фреской да Винчи, Менины с инфантой Маргаритой кочуют по полотнам в компании самого Веласкеса, а от цитат Босха рябит в глазах. В музее Дали в Фигерасе полно рисунков, повторяющих излюбленную манеру фламандца и персонажей, будто бы сбежавших с апокалиптических широт поздней готики. Почему нет? Величие блистательных Led Zeppelin, наряду с мощным саундом, было построено на стилизованных перепевках. Волшебник красок Эдуард Мане в лёгкую пёр у Гойи, Ватто и даже Рубенса. Владимир Серов получил Сталинскую премию, свистнув композицию "Ходоков у Ленина" у венгерского коллеги. И это длинный список. Каждый художник видит по–своему — замечательная отмазка в мире искусства, когда дело касается лёгкого копирования или завуалированного плагиата. В конце концов, "воруют бездарности, гении — заимствуют"!

Но вернёмся к нашему "Великому Мастурбатору". В отличие от многослойных загадок Босха здесь всё ясно и понятно: таинственный профиль (якобы впервые увиденный Дали в скалах Кадакеса) с ползающими насекомыми (отвечающими у художника за ужас и разложение) перерастает в голову прекрасной дивы, упоённо тянущейся губами к гениталиям израненного мужчины. От которого тоже осталось немногое. Встреча трёх инвалидов символизирует глубокое отвращение к сексу, на фоне большой и светлой любви.
Конечно, было бы просто признать, что дон Сальвадор по привычке содрал этот свой знаменитый профиль в готическом саду брата Иеронима. Но интрига заключается в том, что испанец впервые изобразил его в 1929, за 10 лет до обнародования "Сада земных наслаждений" в стенах Прадо. Что, конечно же, не может не шокировать доверчивую и впечатлительную часть аудитории. Помимо всего прочего, триптих Босха содержит некоторые нехарактерные для него изображения, загадочным образом воспроизведённые Сальвадором Дали, спустя 4 сотни лет, в своих работах. А поскольку авторство босховских фантасмагорий — тема по–большей мере сомнительная, то почему бы не разнообразить её участием великого мастера мистификации. Уже давно провозгласившего себя преемником магического фламандца.

P. S. Грустная капелька здравого смысла. В 1926 году, изгнанный из Академиии Сан–Фернандо (вовсе не из–за высокомерия), 22–летний Сальвадор Дали, в компании мачехи, приехавшей его поддержать, впервые попадает в Эскориал. Под впечатлением полотна Эль Греко, ошеломлённый, он падает перед ним ниц, раздавленный мощью художественного гения. Дальнейшие его впечатления заботливо скрыты от глаз. Видел ли он тогда работы Иеронима Босха, сотни лет украшающие личные покои короля Филиппа II? Да вполне возможно, что и видел, сохранив в уголках своей фотографической памяти мельчайшие подробности и нюансы. Ну а дальше — сплошной сюрреализм...

P. P. S. Оптимистичный панегирик. Можно сколь угодно долго кидаться в Дали заячьими какашками, обвиняя во всех смертных грехах, он всё равно останется большим мастером и великим придумщиком. А блеск и шарлатанство его замысловатых творений несут в себе ту же способность рождать живой отклик и человеческие эмоции, что и картины старых мастеров Ренессанса. Чьим расчётливым последователем, вне всякого сомнения, являлся он сам.

Куча картинок по ссылкам, хайрез "мастурбатора" в первом комментарии.
Для расширения кругозора:
Художник Сальвадор Дали в живописи, графике и скульптуре
Внутриутробные откровения дона Сальвадора
Великий гений о себе Ч.2
Печальный взгляд любимой сестры
Статьи, сподвигнувшие на пост: 1, 2, 3 (с картинками!)
Сад земных наслаждений (англ. wiki)
и даже
сумбурный Манифест Андре Бретона
174
174
Подписаться на Dirty
Да в том и дело, что Дали кто угодно — великий придумщик, рисовальщик, мистификатор, мастер пиара, но только не художник.
alexign: А что вы вкладывете в слово "художник": это может быть и живописец, и художник–постановщик и даже творец. Ну ведь Дали не просто что–то пёр у великих на потеху "римской черни", он создавал свой собственный мир. Причём узнаваемый. И в течении всей жизни (по сути с 4 лет) учился рисовать. Всё–таки, его художественный талант был достаточно средним. И стань он портретистом или пейзажистом — сгинул бы на провинциальных задворках. А так выбрал оптимальный путь развития и применения своего скромного дара, в угоду нескромных амбиций.
По первой ссылке видно, как менялся его стиль, как он набивал руку и пускался во все тяжкие. Это не похоже на путь простого ремесленника, коих всегда было пруд пруди.
А как рисовальщик он не так, чтобы очень велик, но вполне на уровне, за счёт усердия и школы.
Фрагмент одного из вариантов Мадонны Порт–Льигата, 1950
640x817 px
September66: я согласен с вами, что его талант был средним. Именно об этом мое замечание. Его медийность не соответствует его таланту. Нужно это понимать. Он художник развлекательного жанра.
alexign: Не хотелось бы углубляться в оценочные глубины талантов современных художников, тем более, что Дали сам об этом исчерпывающе высказался:
"Наше время — эпоха пигмеев. Остаётся только удивляться тому, что гениев еще не травят, как тараканов, и не побивают камнями".
Рудольф Баландин, написавший о нём очень прилично, озаглавил начало:
"Самый крупный из пигмеев".
Вот, наверное, лучше и не скажешь.

688x1024 px
Так я не понял, "Сад", всё–таки, принадлежит перу Иеронима? Или это мистификация Сальвадора?
Для понедельника пост написан слишком сложно (не в укор автору). У меня мозг ещё не включился...
tulkas: По логике вещей, "Сад земных наслаждений" достался Филиппу II в 1590–е. И он торжественно водрузил его на стену своей "кельи" в Эскориале, где триптих благополучно провисел три с половиной века. В 1939 его передали в Прадо на всеобщее обозрение. Весь вопрос возник из–за появления похожих изображений профиля мужчины у Сальвадора Дали на картинах и рисунках за десятилетие до этого. Всё остальное — додумки и предположения.
September66: Есть хоть одно свидетельство существования картины до 1939 года? Неужели за 350 лет никто не поделился впечатлением от увиденного? Такие "внезапные" появления через три столетия мне кажутся весьма сомнительными...
Да и профиль Сальвадора слишком серьёзная деталь, чтобы её просто так проигнорировать.
tulkas: Вся версия строилась именно на том, что триптих Босха был скрыт до 1939 года в покоях испанских королей и всё такое. Хотя, насколько я себе представляю, по Эскориалу всегда бегала куча людей. А личное пространство Филиппа II расположено очень даже удобно, с отдельным выходом в церковь не помню кого. Не думаю, что оно всё это время было закрыто.
Поэтому, тоже не верю и даже позволил себе сослаться в первом абзаце на известное творение Владимира Семёныча Высоцкого!
Бодрая понедельничная картинка:
Сальвадор Дали, "Великий Мастурбатор", 1929
1600x1153 px
В 1929 Дали уже известен в мире. За год до этого его "Корзинка с хлебом" экспонируется на Международной выставке в Питтсбурге. Но именно в 1929 в его жизни происходит череда знаковых и роковых событий. Он впервые встречает Елену Дмитриевну Дьяконову (Галу), сближается с кружком Андре Бретона, пишет для приятеля Луиса Бунюэля сценарий "Андалузского пса", а на одном из своих полотен — кощунственную фразу: "Иногда я с наслаждением плюю на портрет своей матери", приводящую к разрыву с семьёй.
Его стиль разительно меняется. "Великий Мастурбатор" — одна из лучших работ, выполненная в новом сюрреалистическом ключе.
Да простят меня любители Дали, в то время как Европа погибала в огне второй мировой войны, он сделал себе имя в богатой и сытой Америке, пересмешничая знаменитые сюжеты старых европейских художников. А что касается Гала, то она страшно боялась остаться без денег и всячески поддерживала интерес к Дали, любыми способами. Пусть даже с муляжом мертвого младенца на шляпе, — лишь бы о них говорили.
Avordic: для того чтобы раскрутить художника и поддерживать к нему интерес тоже нужен талант. а деньги любят все. симпатия или антипатия к творчеству Дали личное дело каждого, но нельзя не признать, что Гала всячески поддерживала этого странного человека, в отличии от Йоко которая гробила карьеру Леннона.
Avordic: А всё детские комплексы, страхи и плохая компания!
Что до Елены Дмитринны, так он у неё уже был третьим "художественным" проектом. Зато самым удачным!
September66: Первый проект был все–таки поэтическим. Хотя, конечно, поэт — художник слова. Но что правда, то правда, у нее было необыкновенное чутье на талантливых людей, и она умела оставаться для них музой, даже когда уже была женой. Редкий талант!
Avordic: Хаха, видимо для это нужно жить с мужем раздельно и принимать его по предварительной записи!
А так, помимо поэтического мужа Поля Элюара, у Елены Дмитриевны параллельно был и любовник–художник Макс Эрнест. Известный треугольник внутри кружка Андре Бретона. При этом все они дружили и никто особо не страдал. А вскоре компания пополнилась новым другом — Сальвадором Дали. Он стал третьим художественным проектом увлекающейся Галы.

На фото друзья Пол Элюар и Макс Эрнест ещё с одной своей подругой — художницей Леонорой Каррингтон, конец 30–х.

449x524 px
September66: Начиналось все это как дружба, они все дружно поехали к Эрнсту в Германию знакомиться. Когда начался роман Галы с Эрнстом, Поль сильно страдал. Гала вела себя так, что мало кому понравится: дома не бывала, дочку вообще забросила. Но говорят же, что оливки будут лучше, если их жестоко подрезать. Так и у Поля Элюара в это время рождались лучшие его стихи.
Avordic: О да, Поль страдал и писал свои лучшие стихи! И утешался в объятиях хмельных красавиц. А потом, когда явился юный хитрец Сальвадор – вновь страдал, но уже несколько меньше. Что не помешало ему быстренько повстречать следующую любовь всей своей жизни, жениться и страдать дальше!
На фото они вчетвером, включая новую пассию Элюара.
764x582 px
Avordic: Не то слово! И девчонку–то нашёл справную и помоложе! Танцовщицу, модель и вообще. Машей звали...
611x480 px
Зато Дали в утешение нарисовал ему портрет. С дохлым кузнечиком. Бесплатно!
800x1028 px
Портрет Поля Элюара, 1929
И всем известное: "Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз..."
Написал в том же году коварный друг и товарищ по партии.
Возражаю. Маркиз де Дали де Пу́боль — художник. Никто, увидев вживую, картину "Постоянство памяти" спорить не станет. Хотя и всё остальное, перечисленное вами тоже было. Талант во всём.
Спасибо, интересно.

А у вас нет ответа почему "геополитический человек" рождается в Америке и почему палец указывает на Баку?
larra: Спасибо.
Есть, но армяне и грузины обидятся, слюший...
September66: Да, срач уже идет по интернетам. Одни говорят он указывает на Грузию, другие на Армению, третьи на Баку. Все хотят палец.

Вот только одно точно явно что новый человек рождается в Америке, при это заграбастав одной рукой Англию. Тут явно что–то есть, тем более картина создавалась в 1943 году, в разгар войны.
larra: Если бы он указывал в сторону яйца–земли, то была бы тень от руки.
0rion: Возможно, но не в мире Дали. Там тень от тела ребенка длиннее тени от матери.

Эта картина была написана во время пребывания Дали в США. Думаю по этому "новый человек" рождается в США. И Англия помята именно им. Скорее всего рекламный ход.
larra: Зачем Баку? Это Дербент! Перекрёсток цивилизаций на Великом шёлковом пути. Место, где встречались Запад и Восток!
Вы вновь сделали утро понедельника. Аплодирую у монитора. Спасибо от души. Был на одной из первых выставок Дали в Москве году так в 93. Жираф с ящичками из шеи произвел неизгладимое впечатление. Вот где впечатление от, казалось бы, несочетаемого. А пенисы рисовать и прибивать — это пошло, мерзко и банально.
Спасибо, увлекательно, впрочем, как и всегда.
Эта статья оказалась более требовательна к интеллекту и эрудиции, чем прошлые мэпистолярии.
ktibrmatras: Видать, немного перемудрили...
600x708 px
Портрет сами понимаете кого, 1947
Изящный пост. И вместе с тем глубокий. Спасибо.
Avordic: Ваша оценка для меня — подарок! Спасибо.
Интересный пост, спасибо.
И тут Дали...
http://www.arts–museum.ru/events/archive/2017/caprichos/
Никогда не нравился пропиаренный сюрреализм. Уродство возведенное в культ.
Когда нынче в фотошопе из членов создают прическу медийной личности –это уже не называют сюрреализмом.
image
Потому что публика наелась хуями от художников..
leha_chifir: Не, ну это просто гадость.
А у Дали, с его необычайной плодовитостью, всегда можно выбрать что–нибудь нейтрально–философское и самому додумывать всё что угодно.
1096x1466 px
Археолгический отголосок "Анжелюса" Милле, 1935
leha_chifir: эээ.. это Лена Ленина, я так понимаю?
ankor: скорее всего американская "звезда"..